Путь к миру в Сирии: большие возможности, серьезные риски
В результате конфликта в Сирии свои дома покинули сотни тысяч семей. Путь к миру в Сирии: большие возможности, серьезные риски Мир и безопасность
После падения режима Башара Асада в конце прошлой недели Сирия вступила в период глубокой неопределенности. В ООН уже заявили, что Организация будет стремиться играть жизненно важную роль в обеспечении упорядоченного перехода этой ближневосточной страны к обновленным, стабильным государственным институтам, а также продолжать усилия по объединению разобщенных военизированных групп и политических фракций.
По мере того, как после начала гражданской войны в Сирии в 2011 году усиливались боевые действия, дипломаты ООН работали за кулисами, чтобы найти политическое решение, которое обеспечило бы достоинство, свободу и справедливость для всего сирийского народа.
Вот некоторые из ключевых событий, в которых ООН активно участвовала с целью достижения справедливого мира в Сирии.
2012: Первые попытки мирного урегулирования
Менее чем через год после того, как продемократические выступления в марте 2011 года, охватившие большую часть арабского мира в ходе так называемой Первой арабской весны, привели к жестокому подавлению протестов со стороны сирийских властей, бывшему Генеральному секретарю Кофи Аннану (1997-2006 гг.) было поручено возглавить усилия по урегулированию конфликта в качестве Совместного специального посланника ООН и Лиги арабских государств по Сирии.
Кофи Аннан составил план из шести пунктов, содержавший призыв к прекращению насилия, доступу гуманитарных учреждений на места, освобождению задержанных, началу инклюзивного политического диалога и неограниченному доступу в Сирию для международных средств массовой информации.
План был одобрен Советом Безопасности в апреле 2012 года. Резолюции Совбеза 2042 и 2043 привели к созданию Миссии ООН по наблюдению в Сирии, которая завершила свое существование в августе того же года в связи с эскалацией гражданского конфликта.
В том же 2012 году было опубликовано Женевское коммюнике, ставшее итогом заседания Группы действий по Сирии, в которую вошли несколько государств Ближнего Востока и пять постоянных членов Совета Безопасности.
Этот документ, одобренный как Генеральной Ассамблеей, так и Советом Безопасности, был основан на мирном плане Кофи Аннана и с тех пор координирует посреднические усилия ООН в рамках политического урегулирования.
Разрушения в Алеппо (архив).
2014: Патовая ситуация в Женеве
Кофи Аннан ушел с поста Совместного специального посланника в августе 2012 года. Его заменил опытный алжирский дипломат Лахдар Брахими, чье пребывание в этой должности совпало с перетеканием конфликта в полномасштабную войну.
В январе 2014 года тогдашний Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун созвал международную конференцию, известную как «Женева-2», за которой последовали переговоры между представителями сирийского правительства и оппозиционных сил при содействии Брахими.
В итоге стороны так и не смогли прийти к соглашению: Брахими приостановил переговоры и не стал продлевать срок своих полномочий после мая 2014 года.
2015 год: Принятие важнейшей резолюции
Прорыв был достигнут в следующем году, во время срока действия мандата преемника Лахдара Брахими, другого высокопоставленного переговорщика от ООН Стаффана де Мистуры.
В 2015 году в результате интенсивного дипломатического взаимодействия между Россией и США, а также другими ключевыми международными игроками была создана Международная группа поддержки Сирии для обсуждения путей скорейшего завершения сирийского конфликта.
Переговоры привели к принятию резолюции 2254 Совета Безопасности, в которой были определены последовательность и сроки политического перехода, включая переговоры о создании заслуживающего доверия, инклюзивного, нерелигиозного правительства, а также процесс и сроки разработки новой конституции. В нем также содержался призыв к проведению свободных и справедливых выборов под наблюдением ООН.
Единогласное принятие Советом Безопасности резолюции 2254.
2016: Борьба с безнаказанностью за военные преступления
Отличительной чертой сирийского конфликта является безнаказанность. Она препятствует усилиям, направленным на мирное урегулирование, и подрывает один из основных принципов ООН – подотчетность.
На протяжении всего сирийского конфликта Организация Объединенных Наций проводила работу по расследованию нарушений прав человека и внимательно следила за действиями террористических групп: в резолюции 2254 были повторены предыдущие призывы к государствам-членам пресекать террористические акты самопровозглашенного «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ, также известного как ДАЕШ), «Фронта ан-Нусра», «Аль-Каиды» и других террористических группировок.
Важный шаг в борьбе с безнаказанностью был сделан 21 декабря 2016 года, когда резолюцией Генеральной Ассамблеи был учрежден Международный, беспристрастный и независимый механизм (ММВ).
ММВ был создан для оказания помощи в расследовании и судебном преследовании наиболее тяжких преступлений по международному праву, в частности, преступлений геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений.
Восьмого декабря 2024 года, когда в заголовках мировых СМИ доминировали новости о падении режима Асада, ММВ опубликовал заявление, в котором выразил надежду на то, что сирийцы наконец-то получат шанс жить в стране, основанной на справедливости и верховенстве закона.
«Ответственность за неисчислимые страдания за последние 13 лет должна находиться в центре будущих дискуссий и усилий как сирийцев, так и международного сообщества, – говорится в этом документе. – Необходимо начать борьбу с широко распространенной безнаказанностью за все зверства, которые совершались в этот период: от бомбардировок больниц до применения химического оружия, систематических пыток в государственных тюрьмах, широко распространенного сексуального и гендерного насилия и геноцида».
2024: Эра надежд и неопределенности
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил 8 декабря, что падение диктаторского режима в Сирии предоставляет народу этой страны историческую возможность построить стабильное и мирное будущее. При этом он оговорился, что еще предстоит проделать огромную работу, чтобы обеспечить упорядоченный политический переход к обновленным институтам власти.
Специальный посланник Генсека, норвежский дипломат Гейр Педерсен, назначенный на эту должность в октябре 2018 года, призвал к началу срочных политических переговоров в Женеве, чтобы обеспечить мирное будущее для Сирии, и заявил, что ключевые игроки, включая Иран, Россию, Турцию и США, поддержали его призыв.
«Эта темная глава истории оставила глубокие шрамы, – сказал Педерсен журналистам в воскресенье, – но сегодня мы с осторожной надеждой ждем открытия новой страницы».
Ситуация в Сирии чрезвычайно нестабильна, и Специальный посланник подчеркнул в ходе брифинга за закрытыми дверями в Совете Безопасности 9 декабря, что нельзя упустить возникнувшую сейчас реальную возможность для позитивных перемен.